Главная » 2012»Октябрь»27 » Город как произведение искусства. Путешествие по Тель-Авиву
21:02
Город как произведение искусства. Путешествие по Тель-Авиву
Тель-Авив, культурную и экономическую столицу Израиля, можно назвать восходящей звездой на международной туристической карте. Недавно стало известно, что Тель-Авив вышел в финал конкурса на звание самого инновационного города планеты, проводящегося газетой Wall Street Journal. По версии National Geographic и ведущих туристических агентств мира, Тель-Авив неизменно входит в десятку лучших пляжных городов Земли. В марте 2012 года этот приморский мегаполис, названный "мировой столицей крутизны", вошел в десятку самых сексуальных городов мира, а в январе – был признан лучшим городом планеты с точки зрения секс-меньшинств. Учитывая все это, неудивительно, что Тель-Авив стал брендом, узнаваемым во всем мире – согласно исследованию, проведенному международной консалтинговой фирмой BAV, американцы считают Тель-Авив таким же привлекательным, как социальная сеть Twitter, легендарная рок-группа Rolling Stones и компания Apple. Авторы исследования отмечают, что туристы из США относятся к Тель-Авиву, как к единственному в своем роде, свободному и бурлящему городу. Несмотря на то, что Тель-Авив называют "Городом без перерыва", по-настоящему таким он стал только в последние годы. Жизнь в нем не затихает ни на минуту. Здесь сосредоточены лучшие театры, музеи и картинные галереи страны, наиболее популярные рестораны и самые модные ночные клубы. Когда бы вы в нем ни оказались – для вас найдется занятие по вкусу. Этот город подпитывается вашей энергией, но еще щедрее делится с людьми собственной.
Тель-Авив не потребует от вас подстраиваться под него – он примет вас таким, какой вы есть. Возможно, причина этого – молодость города, Тель-Авив возник в 1909 году буквально на пустом месте – на дюнах, расположенных к северу от древней Яффы. Но, может быть, дело и в том, что он с самого начала стал воротами, через которые попадали в будущее государство Израиль репатрианты и путешественники. По мнению журналиста и блоггера Гая Франковича, Тель-Авив – прежде всего, город Свободы – свободы выбора, свободы творчества, свободы образа жизни. "Тель-Авив не поражает гостей размахом. С точки зрения архитектуры, это средиземноморский, достаточно эклектичный город. Однако когда ты привыкнешь к его дыханию, ритму, молодой энергетике, то поймешь, что Тель-Авив делают его жители – молодежь, творческие люди", – говорит он.
По мнению нашего собеседника, это единственный настоящий мегаполис Израиля, только его можно называть городом в том смысле, который в это понятие вкладывают на Западе, таким как Нью-Йорк, Париж или Лондон. Тель-Авив всегда был законодателем мод, а молодость населения, сексуальная энергетика, клубная, культурная жизнь, фестивали, море и пляжи придают городу неповторимую атмосферу. Тель-Авив – рай для любителей активного отдыха. В городе работает муниципальная система проката велосипедов, пляжи предоставляют возможность не только искупаться в Средиземном море, но и заняться парусным спортом, виндсерфингом или дайвингом. В расположенном на севере города парке "А-Яркон" можно взять напрокат водный велосипед или байдарку, или совершить утреннюю пробежку по живописным бульварам города. Тель-Авив – один из немногих мегаполисов мира, по которому можно ходить пешком. Именно пешие прогулки – лучший способ познакомиться с его достопримечательностями, историей и архитектурой. Можно прогуляться по району Ахузат-Баит, с которого в 1909 году началась история города, свернуть на пешеходную улицу Нахалат-Биньямин, где продают свои работы художники и ремесленники, заглянуть на рынок Кармель и послушать уличных зазывал.
Интересной будет и прогулка по морскому побережью. Его отправной точкой может быть старый Яффо, наверное, самый популярный среди туристов район Тель-Авива. Один из древнейших портов мира стал органичной частью молодого города. Стоит погулять по извилистым улочкам Старого города, заглянуть в сувенирные магазины и художественные галереи, посидеть в кафе с видом на скалу, к которой, если верить преданию, была прикована Андромеда, загадать желание на "мосту желаний" – оно обязательно исполнится. К старому Яффо примыкает "блошиный рынок" с лавками, где можно найти что угодно, и старый яффский вокзал, ставший культурным центром. Если идти вдоль моря на север, пройдешь мимо живописного квартала Неве-Цедек, мечети Хасан Бек, здания, где заседал первый израильский Кнессет. За районом гостиниц – новый тель-авивский порт, в последние годы ставший зоной отдыха, с ресторанами, галереями, выставочными и концертными залами. Всемирную известность архитектуре города принес Интернациональный стиль, известный как "Баухаус". Хотя выстроенные в этом стиле здания встречаются по всему миру, в Тель-Авиве расположено более 4.000 таких домов. Именно "Баухаус" сформировал архитектурный облик городского центра. В 2003 году "Белый город" Тель-Авива был внесен в список памятников мирового культурного наследия UNESCO.
Художественное течение "Баухаус" зародилось в Германии после Первой мировой войны. С приходом к власти Адольфа Гитлера стиль был причислен к "дегенеративному искусству". Вследствие роста популярности тоталитарных идеологий авангардистам, среди которых было немало евреев, пришлось искать себе убежище в других странах. В результате в подмандатной Палестине оказались как корифеи, такие как Эрик Мендельсон, так и молодые дарования, вроде Жени Авербух, создавшей ансамбль площади Дизенгоф – центра Тель-Авива 30-х годов. Искусствоведы считают, что музеи и концертные залы играют для современных городов ту же роль, какую в прошлом выполняли кафедральные соборы. Ведущие театры страны – Камерный, "Габима", созданный репатриантами из СССР "Гешер" – гордость и украшение города. Одним из самых интересных в архитектурном плане зданий стал новый павильон тель-авивского художественного музея. Израильский краевед Евгений Озеров называет Тель-Авив одним из главных центров мирового искусства XX века. "Условия, которые сложились в Тель-Авиве к концу двадцатых годов, создали уникальную обстановку, благоприятную для развития искусства, в частности, архитектуры. С самого основания и по сей день город развивается, однако 30-40-е годы, период развития Интернационального стиля, стал определяющим для города этапом", – говорит он. Евгений признается, что любит сравнивать Тель-Авив с современным искусством: "Есть люди, которым оно сразу нравится, а есть такие, которые с порога его не воспринимают. И нельзя насильственно привить любовь к современному искусству, не всякому дано его понять. Можно сказать, что благодаря количеству художественных объектов произведением искусства стал и сам Тель-Авив. Это музей под открытым небом". По мнению Озерова, главное достояние Тель-Авива – его жители. "Это город молодых людей, устремленный в будущее. И многочисленные победы города в международных конкурсах – проявление духа свободы, который вырабатывался поколениями. Атмосфера, возникшая в Тель-Авиве в XXI веке – результат многолетнего развития событий. Свободный дух был заложен в нем изначально, и сто лет его истории создали идеальную почву для свободного развития новых идей".
Заместитель генерального директора туристического управления при тель-авивском муниципалитете Мейрав Узиэль с гордостью перечисляет титулы, завоеванные городом за последние годы. "Они отражают многоликость города. Ведь Тель-Авив, либеральный, открытый и безопасный, привлекает не только своим побережьем, превращающим его в курорт с первоклассными гостиницами, помимо этого, есть культурная составляющая, а клубы и рестораны превратили его в мировой центр ночной жизни", – говорит она. Мейрав отмечает, что, хотя Тель-Авив один из самых густонаселенных городов Израиля, ему присуща интимность. Все очень близко, и за секунду ты оказываешься в гуще событий – ведь в нем всегда что-то происходит. "Он настолько многолик, что каждый найдет здесь что-то для себя. И даже если вам кажется, что этот город уже ничем вас не удивит, в нем немало скрытых жемчужин, а жизнь так бурлит, что если вы попадете в район, в котором не были всего пару месяцев, то увидите, насколько он изменился", – рассказывает она. При этом следует отметить, что Тель-Авив наименее оценен как раз русскоязычными туристами – как израильскими, так и приезжающими из-за рубежа. "В большинстве своем они обходят Тель-Авив стороной, тогда как израильтяне и туристы из западных стран сделали город обязательным пунктом в своем путешествии по стране", – констатирует Евгений Озеров. Возможно, это проявление определенной инерции, ведь, как отметил Гай Франкович, на протяжении долгих десятилетий Израиль не "продавал" Тель-Авив как центр туризма, концентрируя усилия на исторических и курортных объектах – Иерусалиме, Кейсарии, Эйлате. "Однако не надо выбирать между Иерусалимом и Тель-Авивом. Это два города с разной энергетикой и судьбой. Их противостояние напоминает противостояние Питера и Москвы. Если для еврейской, да и истории человечества Иерусалим – одно из важнейших мест в мире, то для израильской истории и культуры, для возрожденного иврита эту роль играет Тель-Авив", – говорит Франкович.